АООП НОО вариант 6

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоенисейская основная общеобразовательная школа»
(МБОУ «Новоенисейская ООШ»)

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Решением педагогического совета
Протокол №1 от 30.08.2023г

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
"НОВОЕНИСЕЙСКАЯ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"

Подписано: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"НОВОЕНИСЕЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"
DN: cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"НОВОЕНИСЕЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА", c=RU, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"НОВОЕНИСЕЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА", email=beyavip@gmail.com
Дата: 2024.10.21 09:45:26 +07'00'

Директор_________Е.В Шульковская
Приказ от 31.08.2023 № 98

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА,
Вариант 6.4
Срок реализации 5лет
(С изменениями с 01.09.2024)

с. Новоенисейка, 2023

Оглавление
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5

I.ЦЕЛЕВОЙ

6-15

1.1 Пояснительная записка

6

1.1.1 Цель реализации АООП

6-7

1.1.2 Задачи по реализации АООП НОО

7

1.2.Принципы и подходы к формированию адаптированной основной 7-9
общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
1.3Планируемые результаты освоения обучающимися ФАОП НОО
9-15
1.3.1Возможные личностные
образовательной программы

результаты

освоения

адаптированной 10-11

1.3.2 Система оценки достижения планируемых результатов освоения 11-15
ФАОП НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.4).
16-31
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Программа формирования базовых учебных действий
16-19
2.2 Рабочие программы учебных предметов, коррекционных курсов.
19-26
2.2.1 Рабочая программа по учебному предмету "Общение".
19-20
2.2.2.Рабочая программа по учебному предмету "Математические 20-21
представления".
2.2.3 Рабочая программа по учебному предмету "Изобразительная деятельность 21
(лепка, рисование, аппликация)".
2.2.4 Рабочая программа по учебному предмету "Музыка и движение".

22

2.2.5 Рабочая программа по учебному предмету "Развитие речи и окружающий 22-23
природный мир".
2.2.6 Рабочая программа по учебному предмету "Человек".
2.2.7
Рабочая
программа
(самообслуживание)".

по

учебному

предмету

23-24
"Домоводство 24

2.2.8. Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Адаптивная 25
физическая культура".
2.2.9. Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Предметные 25-26
действия"
2.2.10. Рабочие программы коррекционных курсов.

26-29

2.2.10.1. Программа коррекционного курса "Сенсорное развитие".

26-27

2.2.10.2 Программа коррекционного курса "Предметно-практические действия
2

(психомотрика и развитие деятельности)".27-28
2.2.10.3 Программа коррекционного курса "Двигательная коррекция".

28-29

2.2.10.4. Программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация".

29

2.3Коррекционно-развивающие занятия.

30-31

III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

32-37
32-36

3.1. Федеральный учебный план ФАОП НОО для обучающихся с НОДА
(вариант 6.4).

3.2.Федеральный календарный учебный график.

3

36-37

СОКРАЩЕНИЯ В ПРОГРАММЕ:
АООП – Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с
нарушением опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями),
НОДА – нарушение опорно - двигательного аппарата ТМНР – тяжелые множественные
нарушения развития
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт ОВЗ – ограниченные
возможности здоровья
ЗУН – знания, умения, навыки БУД – базовые учебные действияРФ – Российская Федерация
ОО – образовательная организацияОУ – образовательной учреждение
ЗПР – задержка психического развития
УО – умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) ПМПК – психолого – медикопедагогический комиссия
ППк ОУ- психолого - педагогический консилиум образовательного
учреждения
Служба ППМС сопровождения – служба психолого-педагогического медикосоциального сопровождения школы
ИПР – индивидуальная программа развития ребенка - инвалида СИПР – специальная
индивидуальная программа развития ПКР – программа коррекционной работы

4

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее - АООП)
для обучающихся с НОДА МБОУ «Новоенисейская ООШ»- это
общеобразовательная программа, адаптированная для обучения детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата с умеренной умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными
нарушениями развития (далее – ТМНР) для 1-4 классов, учитывающая особенности
их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП для
обучающихся с НОДА разработана в соответствии с ФГОС начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, на
основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования для обучающихся с НОДА, по варианту 6.4.
Данная АООП для обучающихся с НОДА и УО (ИН) определяет содержание
образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
Нормативно-правовую базу разработки АООП НОО для обучающихся с НОДА
составляют:
 Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» № 273-ФЗ (с изменениями);
 Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования для обучающихся с ОВЗ (19 декабря 2014 г. N 1598, с
изменениями от 8 ноября 2022 № 955);

 Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)( от 24 ноября 2022 г. № 1026)
 Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
НОО для обучающихся с ОВЗ (приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N



1023
Устав школы
Локальные акты определяющие образовательную деятельность

ФАОП НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.4) включает: обязательную
часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

5

I.ЦЕЛЕВОЙ

1.1. Пояснительная записка
1.1.1 Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с НОДА с умеренной,
тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжелыми и множественными нарушениями развития
Вариант 6.4. предназначен для образования детей, имеющих тяжелые множественные
нарушения развития (ТМНР). В структуре ТМНР - умственная отсталость в умеренной,
тяжелой или глубокой степени, которая сочетается с двигательными нарушениями, а в
ряде случаев еще и с сенсорной, эмоционально-волевой, а также соматическими
расстройствами.

Особые образовательные потребности детей с НОДА с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью, с ТМНР диктуют необходимость разработки
специальной индивидуальной программы развития для их обучения и воспитания.
В структуре ТМНР -умственная отсталость в умеренной, тяжелой или глубокой
степени, которая сочетается с двигательными нарушениями, а в ряде случаев еще и
с сенсорной, эмоционально-волевой, а также соматическими расстройствами.
Общие характеристики, направления, цели и практические задачи учебных
предметов основываются на индивидуальных возможностях и индивидуальных
образовательных потребностях обучающегося с ТМНР
Обучающийся с НОДА с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или
глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР),
интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП НОО ОВЗ
(вариант 6.3.), либо он испытывает существенные трудности в ее освоении,
получает
образование
по
варианту
6.4.
адаптированной
основной
общеобразовательной программы начального общего образования, на основе
которой
образовательная
организация
разрабатывает
специальную
индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные
образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью.
СИПР составляется на ограниченный период времени (один год). В ее разработке
принимают участие все специалисты, работающие с ребенком в образовательной
организации, и его родители
Целью образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными
нарушениями развития по данному варианту АООП является развитии личности,
формирование общей культуры,соответствующей общепринятым нравственным и
социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и
6

жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих
достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и
независимости в повседневной жизни.
1.1.2.Задачи МБОУ «Новоенисейская ООШ» по реализации АООП
1.овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
учебной
деятельностью,
обеспечивающей
формирование
жизненных компетенций;
2.формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их
личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное,
физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовнонравственными и социокультурными ценностями;
3.достижение планируемых результатов освоения АООП образования
обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также
индивидуальных особенностей и возможностей;
4.выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их
общественно полезной деятельности, проведения спортивно-оздоровительной
работы, организацию художественного творчества с использованием системы
клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе
сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих соревнований;
5.участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных
представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной
социальной среды.

1.2.Принципы и подходы к формированию адаптированной основной
общеобразовательной
программы
начального
общего
образования
обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
В основу разработки АООП НОО для обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата заложены дифференцированный и деятельностный
подходы.
АООП реализуется МБОУ «Новоенисейская ООШ» через урочную и внеурочную
деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормами, а также другими нормативно-правовыми документами.
Дети с НОДА с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются
выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим
освоению предметных учебных знаний. Дети одного возраста характеризуются
7

разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического
развития, уровень сформированности той или иной психической функции,
практического навыка может быть существенно различен. Наряду с нарушением
базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное
нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического,
лексического и грамматического. У детей с умеренной и тяжелой степенью
умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и
письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним
речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним
речи с трудом формируется соотнесение слова и, слова и действия. По уровню
сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со
звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз.
При
этом
речь
невнятная,
косноязычная,
малораспространенная,
с
аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории
детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации. Внимание
обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью крайне
неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой
истощаемости, отвлекаемости Слабость активного внимания препятствует
решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых
учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительномоторная координация грубо нарушена. Детям трудно понять ситуацию, вычленить
в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое
сформированное действие в новые условия. При продолжительном и направленном
использовании методов и приемов коррекционной работы становится заметной
положительная динамика общего психического развития детей, особенно при
умеренном недоразвитии мыслительной деятельности Психофизическое
недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа
движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а
также навыков несложных трудовых действий. У части детей с умеренной
умственной отсталостью отмечается замедленный темп, вялость, пассивность,
заторможенность движений. У других – повышенная возбудимость, подвижность,
беспокойство сочетаются с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. У
большинства детей с интеллектуальными нарушениями наблюдаются трудности,
связанные со статикой и динамикой тела. Наиболее типичными для данной
категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими
тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват
карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание
ленточек, шнурков и др.
Степень сформированности навыков самообслуживания может быть различна.
Некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при
одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур и
8

др.Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь
знанием предметов окружающего быта.
В отношении обучающихся с НОДА и с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) особые образовательные потребности
дополняются потребностями в:
а) обеспечении особой пространственной и временной организации
образовательной среды на основе использования двигательного и охранительного
педагогического режимов;
б) отборе и адаптации учебно-познавательных задач, имеющих практикоориентированную направленность и решаемых в различных предметных областях;
в) развитии и совершенствовании коммуникативных возможностей с применением
средств вербальной и невербальной коммуникации, в том числе средств
дополнительной, альтернативной коммуникации;
г) реализации программы коррекционной работы психолога, логопеда (включая
коррекцию произносительной стороны речи), помощи тьютора и (или) ассистента
при необходимости;
д) проведении специальной работы по формированию и коррекции двигательных
функций, в том числе общей и мелкой моторики, манипулятивной функции рук;
е) потребность в реализации специальных подходов к физическому воспитанию и
развитию навыков самообслуживания;
ж) расширении образовательного пространства организации за счет внешних
средовых ресурсов.

1.3Планируемые результаты освоения обучающимися ФАОП НОО
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам,
поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных)
компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в
культуру, овладение ими социокультурным опытом.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ применительно к варианту
6.4 ФАОП НОО результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с
учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей
каждого обучающегося. В связи с этим, требования к результатам освоения ФАОП НОО
представляют собой описание возможных результатов образования данной категории
обучающихся.

ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ устанавливает требования к результатам освоения
обучающимися АООП, которые рассматриваются в варианте 6.4, как возможные
(примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и
специфическими образовательными потребностям обучающихся. Требования
9

устанавливаются к результатам: личностным, включающим готовность и
способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к
обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся,
отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции,
личностные качества; предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе
изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области
деятельности по получению нового знания и его применению.
1.3.1Возможные личностные результаты освоения адаптированной образовательной
программы заносятся в СИПР и должны отражать:
1) формирование основ персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определенному полу; осознание себя, как гражданина России;
2) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына или дочери, пассажира,
покупателя) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Предметные результаты освоения ФАООП образования включают освоенные обучающимися
знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.
Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью не являются
основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но
рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

10

1.3.2 Система оценки достижения планируемых результатов освоения ФАОП НОО
для обучающихся с НОДА (вариант 6.4).
Оценка результатов освоения АООП и /или СИПР выражаются в понятиях: «усвоено», «не
усвоено», «частично усвоено». На усмотрение педагогического коллектива возможна 5баллая система оценки обучающегося по СИПР, но отличная от системы оценки по
варианту 6.3 (5-бальная система оценивает элементарные навыки усвоения, например,
самостоятельность, усвоение инструкции и пр.) Личностные результаты, динамика
развития отражается ежегодно качественно при составлении характеристики на каждого
обучающегося и помещается в личное дело обучающегося.
Критерии оценки уровня сформированности навыков
Оценочное суждение
Усвоил

Содержание
Знает хорошо, может применить на практике самостоятельно.

Не усвоил
Частично усвоил

Знает, усваивает и применяет с помощью.
Не знает, не усваивает, помощь не принимает.
Знает фрагментарно, усваивает с трудом, помощь принимает
частично.

Динамика развития детей с ТМНР рассматривается на заседаниях ПМПк ОО. По решению
школьного консилиума, с учетом особенностей включенности ребенка с ТМНР в
образовательный процесс.
Задачи:
закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и
содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы
представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание
обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных
предметов и формирование базовых учебных действий;
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения ФАООП позволяющий
вести оценку предметных и личностных результатов;
предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности
общеобразовательной организации;
позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их
жизненной компетенции;

ориентировать на социальную адаптацию и нравственное развитие;
на достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и
предметов (курсов) коррекционно-развивающей области.
Система оценки результатов включает целостную характеристику освоения обучающимся СИПР,
отражающую следующие компоненты образования:
11

-что обучающийся должен знать и уметь на данном этапе образования;
-что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике;
-насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения особо важно учитывать, что у обучающихся могут
быть вполне закономерные затруднения в освоении отдельных предметов и даже областей, но это
не должно рассматриваться как показатель не успешности их обучения и развития в целом.
Для выявления возможной результативности обучения должен быть учтен ряд факторов:
особенности текущего психического и соматического состояния каждого обучающегося;
в процессе предъявления заданий должны использоваться все доступные обучающемуся средства
невербальной коммуникации (предметы, жесты, фотографии, рисунки, пиктограммы, электронные
технологии) и речевые средства (устная, письменная речь);
формы выявления возможной результативности обучения должны быть вариативными и
разрабатываться индивидуально в тесной связи с практической деятельностью обучающихся;
способы выявления умений и представлений обучающихся с ТМНР могут быть представлены как
в традиционных, так и других формах, в том числе в виде выполнения практических заданий;
в процессе предъявления и выполнения заданий обучающимся должна оказываться необходимая
помощь, которая может носить разнообразный характер (дополнительные словесные и жестовые
инструкции и уточнения, выполнение обучающимся задания по образцу, по подражанию, после
частичного выполнения педагогическими работником, совместно с педагогическим работником);
при оценке результативности достижений необходимо учитывать уровень выполнения и степень
самостоятельности обучающегося (самостоятельно, самостоятельно по образцу, по инструкции, с
небольшой или значительной физической помощью, вместе с педагогическим работником);

выявление результативности обучения должно быть направлено не только на определение
актуального уровня развития, но и "зоны ближайшего", а для некоторых обучающихся "зоны
отдаленного
развития",
то
есть
возможностей
потенциального
развития;
выявление представлений, умений и навыков обучающихся с ТМНР в каждой образовательной
области должно создавать основу для дальнейшей корректировки СИПР, конкретизации плана
дальнейшей коррекционно-развивающей работы.
Оценка отражает степень самостоятельности обучающегося при выполнении действий, операций,
направленных на решении конкретных жизненных задач, сформулированных в СИПР. Оценка
фиксирует насколько самостоятельно или с помощью (значительной или частичной физической,
по образцу, подражанию или по инструкции) обучающийся выполняет осваиваемые действия и
насколько он использует сформированные представления для решения жизненных задач.
Оценка результатов образования представляется в виде характеристики по каждому предмету,
включенному в СИПР обучающегося, а анализ результатов позволяет оценить динамику развития
его жизненной компетенции.
Для оценки результатов развития жизненной компетенции обучающегося предлагается
использовать метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Экспертная группа
12

должна объединить представителей всех заинтересованных участников образовательного
процесса, тесно контактирующих с обучающимся, включая членов его семьи. Задачей экспертной
группы является выработка согласованной оценки достижений обучающегося в сфере жизненной
компетенции. Основой служит анализ поведения обучающегося и динамики его развития в
повседневной жизни. Результаты анализа должны быть представлены в удобной и понятной всем
членам группы форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции.

Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью в овладении АООП
являются значимыми для оценки качества образования обучающихся.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся программ по
учебным предметам или СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
✓ что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
✓ что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
✓ насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться
на следующие принципы:
а) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных
особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся;
б) объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в
психическом и социальном развитии обучающихся;
в) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении
содержания, что сможет обеспечить объективность оценки в разных образовательных
организациях. Для этого необходимым является создание методического обеспечения
(описание диагностических материалов, процедур их применения, сбора, формализации,
обработки, обобщения и представления полученных данных) процесса осуществления оценки
достижений обучающихся.
Эти принципы отражают целостность системы образования обучающихся с умственной
отсталостью, представляют обобщенные характеристики оценки их учебных и личностных
достижений.
Оценка личностных результатов
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными)
компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и
обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в
различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном
итоге, составляют основу этих результатов. При этом некоторые личностные результаты
могут быть оценены исключительно качественно.
Оценка предметных результатов
13

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой
предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и
умений, способность их применять в практической деятельности.
Оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия 2 класса,
то есть в тот период, когда у обучающихся будут сформированы некоторые начальные
навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них будет
привычной, и они смогут ее организовывать под руководством педагогического
работника.
Во время обучения в подготовительном и 1 классах, а также в течение первого полугодия
2 класса обучающиеся всячески поощряются, что стимулирует работу учеников,
используя качественную оценку.. На этом этапе обучения центральным результатом
является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых
является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным
руководством и контролем педагогического работника, но и с определенной долей
самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных
результатов
должна
базироваться
на
принципах
индивидуального
и
дифференцированного подходов.
Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию
знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они
играют определенную роль в становлении личности обучающегося и овладении им
социальным опытом.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов освоения
АООП обучающимися с умственной отсталостью необходимо, чтобы балльная оценка
свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными критериями
оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие и (или) несоответствие
науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность применения усвоенных
знаний.
Усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как
"верные" или "неверные".
Критерий "верно" и (или) "неверно" (правильность выполнения задания) свидетельствует о
частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах
их предупреждения или преодоления. По критерию полноты предметные результаты могут
оцениваться как полные, частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения
заданий оценивается с позиции наличия и (или) отсутствия помощи и ее видов: задание
выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с
опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов
заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).

14

При этом, чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель
надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как
"удовлетворительные", "хорошие", "очень хорошие" (отличные).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты,
продемонстрированные учеником, с оценками типа:
"удовлетворительно" , если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
"хорошо" - от 51% до 65% заданий.
"очень хорошо" (отлично) свыше 65%.

15

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
Содержательный раздел ФАОП НОО включает следующие программы, ориентированные
на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов: федеральные рабочие
программы учебных предметов; программу формирования универсальных учебных действий
(далее - УУД) у обучающихся (в вариантах 6.4 ФАОП НОО); программу коррекционной работы;
федеральную рабочую программу воспитания.
Федеральные рабочие программы учебных предметов обеспечивают достижение планируемых
результатов освоения ФАОП НОО и разработаны на основе требований ФГОС НОО обучающихся
с ОВЗ к результатам освоения программы начального общего образования.
Программа формирования УУД содержит: описание взаимосвязи УУД с содержанием учебных
предметов; характеристики регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД обучающихся.
Федеральная рабочая программа воспитания направлена на сохранение и укрепление
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, к которым относятся жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство
народов России.

2.1. Программа формирования базовых учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с ТМНР содержит
задачи формирования учебного поведения, умения выполнять задания в течение
определенного периода времени, от начала до конца; умение самостоятельно переходить
от одного действия (операции) к другому в соответствии с расписанием (действий)
занятий и т.д.
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с ТМНР
обеспечивает:
- связь базовых учебных действий с содержанием учебных предметов;
- решение задач формирования личностных, предметных базовых учебных действий.
Программа формирования базовых учебных действий (далее - БУД) обучающихся с
ТМНР реализуется в начальных (1-4, включая 1 дополнительный) Она конкретизирует
требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и
служит основой разработки программ учебных дисциплин.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании
школьника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР как
субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его
подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами
профильного труда
Задачами реализации программы являются:
- формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
- овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный
компонент учебной деятельности;
- развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую
деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную
помощь педагога.
Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают
формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться,
получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего
16

обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности,
в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и
операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют
уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.
Функции базовых учебных действий:
- обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной
области;
- реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
- обеспечение целостности развития личности обучающегося.
Состав базовых учебных действий:
1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой
роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в
процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в
коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и
любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации
начальных логических операций.
4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических
операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в
различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического
мышления школьников.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях
является показателем их сформированности. С учетом возрастных особенностей
обучающихся с умственной отсталостью базовые учебные действия рассматриваются на
различных этапах обучения.
Характеристика базовых учебных действий обучающихся с УО (ИН), ТМНР
1.Личностные учебные действия
Включают следующие умения:
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
ьного окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
ьности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
ый взгляд на мир в единстве его природной и
социальной частей;
договоренностей;
личной ответственности за свои поступки на основе представлений об
этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
Включают следующие умения:
ина России, имеющего определенные права и обязанности;
так и своих
товарищей;
музыки, живописи и
др.;
тноситься к людям труда и результатам их деятельности;
-историческому наследию родного края и страны.
17

2.Коммуникативные учебные действия
Включают следующие умения:
-ученик, ученик –ученик, ученик –
класс, учитель-класс);
одноклассниками и
учителем;
я за помощью и принимать помощь;
быту;
модействовать с
людьми;
спорной ситуации.
Включают следующие умения:
социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою;
событий;
ванно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы,
ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных
ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомыйнезнакомый и т.п.);
письма для решения жизненно значимых задач;
для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
3. Регулятивные учебные действия
Включают следующие умения:
ь и выходить из учебного помещения со звонком;
руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.);
спортивным инвентарем) и
организовывать рабочее место;
необходимые помещения;
следовать предложенному
плану и работать в общем темпе;
свои действия и
действия одноклассников;
принимать оценку
деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою
деятельность с учетом выявленных недочетов.
Включают следующие умения:
практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
решения практических
и учебных задач;
18

адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
ять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на
внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою
деятельность.
4.Познавательные учебные действия
Включают следующие умения:
отличительныесвойства предметов;
-родовые отношения предметов;
наглядном материале;
-заместителями;
выполнять арифметические действия;
работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание,
элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных,
электронных и других носителях).

2.2 Рабочие программы учебных предметов, коррекционных курсов.
2.2.1 Рабочая программа по учебному предмету "Общение".
Пояснительная записка.
Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Общение" ФАОП НОО (вариант 6.4)
составлена на основе требований к результатам освоения АООП НОО, установленными ФГОС
НОО обучающихся с ОВЗ, федеральной программы воспитания.
Содержание учебного предмета, его цели и практические задачи должны определяться с учетом
индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся.
Содержание должно обеспечивать возможность достижения планируемых в СИПР результатов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
1. Общение и чтение:
а) овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными:
способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных невербальных графических
знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм, графических изображений), неспецифических жестов;
умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: воспроизводящими
заменяющими
речь
устройствами
(коммуникаторы,
персональные
компьютеры),
коммуникативными тетрадями, жестом, взглядом;
б) умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и
импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач;
умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные
средства, соблюдая общепринятые правила общения; умение использовать средства
альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов для выражения
потребностей путем указания на них жестом, взглядом;

19

пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями с графическими изображениями
объектов и действий путем указательного жеста; использование доступных жестов для передачи
сообщений;
общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, планшет);
в) развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным
опытом обучающегося:
понимание

слов,

обозначающих

объекты,

явления

природы,

рукотворного

мира;

умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях;
различение и узнавание напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо
известных предметов и действий;
чтение в доступных обучающемуся пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
2.
Письмо:
умение
при
возможности
писать
буквы,
слоги,
слова;
выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием (в соответствии с
физическими возможностями обучающегося); списывание рукописного и печатного текстов
целыми словами и словосочетаниями.
2.2. 2.Рабочая программа по учебному предмету "Математические представления".
Пояснительная записка.
Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Математические представления" ФАОП
НОО (вариант 6.4) составлена на основе требований к результатам освоения АООП НОО,
установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, федеральной программы воспитания.
Содержание учебного предмета, его цели и практические задачи должны определяться с учетом
индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся.
Содержание должно обеспечивать возможность достижения планируемых в СИПР результатов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
1) Элементарные математические представления о цвете, форме, величине; количественные
(дочисловые),
пространственные,
временные
представления:
умение

различать

и

сравнивать

предметы

по

цвету,

форме,

величине;

умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости. Умение различать,
сравнивать и преобразовывать множества (один - много, большой - маленький);
умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и
прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с
началом и концом деятельности.
2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных
обучающемуся пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность:
умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой;
20

умение пересчитывать предметы в доступных обучающемуся пределах; умение представлять
множество двумя другими множествами в пределах 5-ти;
умение обозначать арифметические действия знаками;
умение решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.
3) Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении
соответствующих возрасту житейских задач: умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими
и разумно пользоваться карманными деньгами;
умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными
приборами; умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия;
умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона.
2.2.3 Рабочая программа по учебному предмету "Изобразительная деятельность (лепка,
рисование, аппликация)".
Пояснительная записка.
Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Изобразительная деятельность (лепка,
рисование, аппликация ФАОП НОО (вариант 6.4) составлена на основе требований к результатам
освоения АООП НОО, установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, федеральной
программы воспитания.
Содержание учебного предмета, его цели и практические задачи должны определяться с учетом
индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся.
Содержание должно обеспечивать возможность достижения планируемых в СИПР результатов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
1) Освоение средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни:
интерес к доступным видам изобразительной деятельности;
умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной
деятельности (лепка, рисование, аппликация);
умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки,
аппликации.
2) Способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности:
получение
удовольствия,
радости
от
изобразительной
деятельности;
стремление с собственной творческой деятельности, демонстрация результата своей работы;
умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.
3) Готовность к участию в совместных мероприятиях: получение положительных впечатлений от
взаимодействия в процессе совместной творческой деятельности;
умение использовать навыки, полученные на занятиях по изобразительной деятельности, для
изготовления творческих работ, участия в выставках поделок, конкурсах рисунков.

21

2.2.4 Рабочая программа по учебному предмету "Музыка и движение".
Пояснительная записка.
Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Музыка и движение" ФАОП НОО
(вариант 6.4) составлена на основе требований к результатам освоения АООП НОО,
установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, федеральной программой воспитания.
Содержание учебного предмета, его цели и практические задачи должны определяться с учетом
индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся.
Содержание должно обеспечивать возможность достижения планируемых в СИПР результатов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
1. Развитие восприятия, накопление впечатлений и практического опыта в процессе слушания
музыки, просмотра музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений,
активного участия в игре на доступных музыкальных инструментах, движении под музыку, пении:
интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку,
игра на музыкальных инструментах);
умение слушать разную по характеру музыку и двигаться в соответствии с характером
музыкального произведения;
освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии игрой на
музыкальных инструментах; получение удовольствия, радости от совместной и самостоятельной
музыкальной деятельности.
2. Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях: умение получать радость от
совместной и самостоятельной музыкальной деятельности;
умение использовать навыки, полученные на занятиях по музыкальной деятельности, для участия
в представлениях, концертах, спектаклях.
2.2.5 Рабочая программа по учебному предмету "Развитие речи и окружающий природный
мир".
Пояснительная записка.
Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Развитие речи и окружающий природный
мир" ФАОП НОО (вариант 6.4) составлена на основе требований к результатам освоения АООП
НОО, установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, федеральной программы воспитания.
Содержание учебного предмета, его цели и практические задачи должны определяться с учетом
индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся.
Содержание должно обеспечивать возможность достижения планируемых в СИПР результатов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
1. Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих
сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным и
климатическим условиям: интерес к объектам и явлениям неживой природы; расширение
представлений об объектах неживой природы (огне, почве, земле, воздухе, лесе, луге, реке,
водоемах, формах земной поверхности, полезных ископаемых);
22

представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их
влиянии на жизнь человека.
2. Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека:
интерес к объектам живой природы;
расширение представлений о животном и растительном мире (грибах, ягодах, птицах, рыбах);
умение заботливо и бережно относиться к растениям и животным, ухаживать за ними;
умение соблюдать правила поведения в природе (в лесу, у реки).
3.Элементарные представления о течении времени: умение различать части суток, дни недели,
месяцы, их соотнесение с временем года;
представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца.
2.2.6 Рабочая программа по учебному предмету "Человек".
Пояснительная записка.
Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Человек" ФАОП НОО (вариант 6.4)
составлена на основе требований к результатам освоения АООП НОО, установленными ФГОС
НОО обучающихся с ОВЗ, федеральной программы воспитания.
Содержание учебного предмета, его цели и практические задачи должны определяться с учетом
индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся.
Содержание должно обеспечивать возможность достижения планируемых в СИПР результатов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими. Представления о
собственном теле. Распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта. Соотнесение
себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале. Отнесение себя
к определенному полу. Умение определять "моѐ" и "не моѐ", осознавать и выражать свои
интересы, желания. Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место
жительства, свои интересы, хобби.
Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным
изменениям. Представления о мире, созданном руками человека. Интерес к объектам,
изготовленным руками человека.
Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование,
одежда, посуда, игровая площадка), о транспорте. Умение соблюдать элементарные правила
безопасности в повседневной жизнедеятельности. Расширение представлений об окружающих
людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и
социальных ролях людей. Представления о профессиях людей, окружающих обучающегося
(учитель, повар, врач, водитель). Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход,
покупатель), правилах поведения согласно социальной роли.
Определение круга своих социальных ролей, умение вести себя в конкретной ситуации
соответственно роли.
23

Освоение навыков учебной деятельности и накопление опыта продуктивного взаимодействия со
взрослыми и сверстниками.
Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности,
взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы
контакта соответствующих возрасту и полу обучающегося. Стремление находить друзей,
участвовать в коллективных играх, мероприятиях, занятиях, организовывать личное пространство
и время (учебное и свободное).
Умение находить друзей на основе личностных симпатий. Умение строить дружеские отношения,
оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать. Умение взаимодействовать в
группе в процессе учебной, игровой и доступной трудовой деятельности. Умение организовывать
свободное время с учетом своих интересов. Накопление положительного опыта сотрудничества,
участия в общественной жизни. Интерес к праздничным мероприятиям, желание принимать
участие в них, получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе совместной
деятельности.
Использование простейших эстетических ориентиров и (или) эталонов в быту, дома и в школе.
Умение
соблюдать традиции государственных,
семейных, школьных праздников.
Представления об обязанностях и правах ребенка. Представления о праве на жизнь, на
образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства. Представления об
обязанностях обучающегося, сына или дочери, гражданина. Формирование представления о
России. Представление о государственной символике. Представление о значимых исторических
событиях и выдающихся людях России. Умение поддерживать образ жизни, соответствующий
возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми
оздоровительными процедурами. Формирование умений определять свое самочувствие (как
хорошее или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым.
Умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук после
посещения туалета), чередовать их с занятиями.Представления о своей семье, взаимоотношениях в
семье.
Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли,
обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
2.2.7 Рабочая программа по учебному предмету "Домоводство (самообслуживание)".
Пояснительная записка.
Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Домоводство (самообслуживание)"
ФАОП НОО (вариант 6.4) составлена на основе требований к результатам освоения АООП НОО,
установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, федеральной программы воспитания.
Содержание учебного предмета, его цели и практические задачи должны определяться с учетом
индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся.
Содержание должно обеспечивать возможность достижения планируемых в СИПР результатов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Умение решать постоянно возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением
первоочередных потребностей.
24

Умение обслуживать себя или принимать помощь при одевании и раздевании, приеме пищи, питья
и других гигиенических процедурах. Умение сообщать о своих потребностях.
Умение следить за своим внешним видом.
2.2.8. Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Адаптивная физическая
культура".
Пояснительная записка.
Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Адаптивная физическая культура" ФАОП
НОО (вариант 6.4) составлена на основе требований к результатам освоения АООП НОО,
установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, федеральной программы воспитания.
Содержание учебного предмета, его цели и практические задачи должны определяться с учетом
индивидуальных двигательных возможностей и особых образовательных потребностей
обучающихся. Содержание должно обеспечивать возможность достижения планируемых в СИПР
результатов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
1. Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений:
освоение
доступных
способов
контроля
над
функциями
собственного
тела:
сидеть, стоять, передвигаться (в том числе с использованием технических средств);
освоение двигательных навыков, координации движений.
2. Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и
независимостью: умение устанавливать связь телесного самочувствия с физической нагрузкой:
усталость после активной деятельности, болевые ощущения в мышцах после физических
упражнений.
2.2.9. Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Предметные действия".
Пояснительная записка.
Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Предметные действия" ФАОП НОО
(вариант 6.4) составлена на основе требований к результатам освоения АООП НОО,
установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, федеральной программы воспитания.
Содержание учебного предмета, его цели и практические задачи должны определяться с учетом
индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся.
Содержание должно обеспечивать возможность достижения планируемых в СИПР результатов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Овладение предметными действиями как необходимой основой для самообслуживания,
коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности: интерес к предметному
рукотворному миру;
умение выполнять простые действия с предметами и материалами;
умение соблюдать очередность (в парной игре с предметами, в диалоге, при выполнении трудовых
операций);
25

умение следовать алгоритму и (или) расписанию при выполнении предметных действий;
умение принимать посильное участие в повседневных делах дома и в школе: умение выполнять
доступные
бытовые
поручения
(обязанности)
совместно
со
взрослыми;
умение взаимодействовать с окружающими людьми в соответствии с общепринятыми нормами
поведения, в доступной форме оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать,
сочувствовать и эмоционально реагировать на различные ситуации дома и в школе.
2.2.10. Рабочие программы коррекционных курсов.
2.2.10.1. Программа коррекционного курса "Сенсорное развитие".
Пояснительная записка.
Рабочая программа коррекционного курса "Сенсорное развитие" ФАОП НОО (вариант 6.4)
составлена на основе требований к результатам освоения АООП НОО, установленными ФГОС
НОО обучающихся с ОВЗ, федеральной программы воспитания.
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей
действительности. Первым шагом познания мира является чувственный опыт человека.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит
от уровня сенсорного развития обучающихся, то есть от того, насколько полно обучающийся
воспринимает окружающий мир. У обучающихся с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не
формируется. Чем более выражены нарушения развития обучающегося, тем большее значение в
его жизни имеет чувственный опыт, который накапливается в процессе восприятия различных
ощущений. Обучающиеся с ТМНР наиболее чувствительными к воздействиям на сохранные
анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного
воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.
Целью обучения является обогащение чувственного
систематическое воздействие на различные анализаторы.

опыта

через

целенаправленное

Программно-методический материал включает 5 разделов: "Зрительное восприятие", "Слуховое
восприятие", "Кинестетическое восприятие", "Восприятие запаха", "Восприятие вкуса".
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала
проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений
обучающегося, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические,
физические, речевые реакции обучающегося, например: эмоционально-двигательная
отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются
сенсорно- перцептивные действия. Обучающийся учится не только распознавать свои ощущения,
но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше
ориентироваться в окружающем мире.
Содержание коррекционного курса.
Зрительное восприятие. Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном
светящемся предмете. Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив
обучающегося, справа и слева от него. Прослеживание взглядом за движущимся близко
26

расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед - назад).
Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.
Слуховое восприятие. Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне
уха, плеча, талии. Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука.
Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником.
Нахождение объектов, одинаковых по звучанию.
Кинестетическое
восприятие. Адекватная эмоционально-двигательная реакция на
прикосновения человека. Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл,
клейстер, пластмасса, бумага, вода), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре
(гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Адекватная реакция на вибрацию,
исходящую от объектов. Адекватная реакция на давление на поверхность тела. Адекватная
реакция на положение тела (горизонтальное, вертикальное). Адекватная реакция на положение
частей тела. Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.
Различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость).
Восприятие запаха. Адекватная реакция на запахи. Различение объектов по запаху.
Восприятие вкуса. Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький,
сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание
продукта по вкусу. Различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый,
соленый).
Планируемые результаты освоения курса.
Планируемые (возможные) результаты освоения курса должны уточняться и конкретизироваться с
учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с НОДА.
2.2.10.2
Программа
коррекционного
(психомотрика и развитие деятельности)".

курса

"Предметно-практические

действия

Пояснительная записка.
Рабочая программа коррекционного курса "Предметно-практические действия (психомотрика и
развитие деятельности)" ФАОП НОО (вариант 6.4) составлена на основе требований к результатам
освоения АООП НОО, установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, федеральной
программы воспитания.
Вследствие органического поражения ЦНС процессы восприятия, памяти, мышления, речи,
двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных
действий происходит со значительной задержкой. У многих обучающихся с ТМНР, достигших
школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В
этой связи обучающемуся необходима специальная обучающая помощь, направленная на
формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается
с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются
в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными
предметами и материалами.
27

Программно-методический материал включает 2 раздела: "Действия с материалами", "Действия с
предметами".
В процессе обучения обучающиеся знакомятся с различными предметами и материалами и
осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной
деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание, которые в дальнейшем используются
в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой
деятельности, самообслуживании.
Материально-техническое оснащение учебного предмета "Предметно-практические действия"
включает: предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие
предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного
диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины).
Содержание коррекционного курса.
Действия с материалами. Сминание материала. Разрывание материала. Размазывание материала.
Разминание материала. Пересыпание материалов. Переливание материалов. Наматывание
материала.
Действия с предметами. Захват, удержание, отпускание предмета. Встряхивание предмета.
Толкание предмета. Вращение предмета. Нажимание на предмет (всей рукой, пальцем). Сжимание
предмета (двумя руками, одной рукой, пальчиками). Тянуть предмет. Вынимание предметов.
Складывание предметов. Перекладывание предметов. Вставление предметов. Нанизывание
предметов.
Планируемые (возможные) результаты освоения курса должны уточняться и
конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с
НОДА.
2.2.10.3 Программа коррекционного курса "Двигательная коррекция".
Пояснительная записка.
Рабочая программа коррекционного курса "Двигательная коррекция" ФАОП НОО (вариант 6.4)
составлена на основе требований к результатам освоения АООП НОО, установленными ФГОС
НОО обучающихся с ОВЗ, федеральной программы воспитания.
Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных
навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека. У
большинства обучающихся с ТМНР имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций,
значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся, поэтому
работа по поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию
двигательных
навыков
является
целью
данного
коррекционного
курса.
Целенаправленное двигательное развитие в рамках курса происходит на
организованных занятиях, проводимых учителем адаптивной физической культуры.

специально

Содержание коррекционного курса: поддержание жизненно-важных функций организма
(дыхание, работа сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов);
мотивация двигательной активности; поддержка и развитие имеющихся движений, расширение
диапазона
движений
и
профилактика
возможных
нарушений;
28

обучение переходу из одной позы в другую; освоение новых способов передвижения (включая
передвижение с помощью технических средств реабилитации);
формирование функциональных двигательных навыков, которые обучающийся в дальнейшем
научится использовать в повседневной жизни;
развитие функции руки, в том числе мелкой моторики;
формирование ориентировки в пространстве;
обогащение сенсомоторного опыта.
Планируемые (возможные) результаты освоения курса должны уточняться и
конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с
НОДА.
2.2.10.4. Программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация".
Пояснительная записка.
Рабочая программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" ФАОП НОО (вариант
6.4) составлена на основе требований к результатам освоения АООП НОО, установленным ФГОС
НОО обучающихся с ОВЗ, федеральной программы воспитания.
Общение является неотъемлемой составляющей жизни человека. Каждый человек занимает в
обществе определенное место и всегда находится в каких-либо отношениях с другими
окружающими людьми. Для обучающегося с ТМНР обучение общению представляет большую
значимость. Его учат выражать свои желания, нужды, просить о помощи, реагировать на слова
говорящих с ним людей. Эта способность является тем средством, с помощью которого он
адаптируется в окружающем мире и учится жить в нем. Обучающийся с ТМНР, не владеющий
вербальной речью, становится непонятным окружающим, что затрудняет полноценное общение с
ним. Выходом из этой ситуации является обучение использованию альтернативных средств
коммуникации. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи
(если речь невнятная, смазанная) или замены речи (в случае ее отсутствия).
Коррекционная работа в рамках курса тесно взаимосвязана с обучением по предмету "Общение".
Приоритетной задачей коррекционного курса является обучение альтернативной коммуникации
как средству, а в рамках предмета "Общение" происходит обучение умению пользоваться этим
средством.
Техническое оснащение курса включает: предметы, графические изображения, знаковые системы,
таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативных таблиц и
коммуникативные тетради, записывающие устройства, а также компьютерные программы и
синтезирующие речь устройства.
Содержание коррекционного курса.
Освоение доступных средств невербальной коммуникации: взгляда, мимики, жеста, предмета,
графического изображения, знаковой системы.
Освоение таблицы букв, карточек с напечатанными словами, набора букв как средства
коммуникации.
29

Составление коммуникативных таблиц и коммуникативных тетрадей для общения в школе, дома и
в других местах.
Планируемые (возможные) результаты освоения курса должны уточняться и
конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с
НОДА.
2.3Коррекционно-развивающие занятия.
Коррекционно-развивающие занятия направлены: на реализацию особых образовательных
потребностей обучающихся с ТМНР не предусмотренных содержанием программ по учебным
предметам; на дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые
оказываются для обучающихся особенно трудными;
на

развитие

индивидуальных

способностей

обучающихся,

их

творческого

потенциала.

Возможности усвоения программного материала у разных обучающихся с ТМНР определяют
объем и содержание необходимой помощи каждому обучающемуся. Учитывая особенности
психофизического развития и индивидуальные возможности конкретного обучающегося,
образовательная организация может расширить содержание включенного в СИПР учебного
предмета дополнительными задачами.
Программа коррекционной работы должна обеспечивать: выявление особых образовательных
потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической и социальной
помощи обучающимся с ТМНР с учетом особенностей психофизического развития и
индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК и ИПРА);
Программа коррекционной работы содержат:
1)перечень, содержание и план реализации коррекционно-развивающих занятий, обеспечивающих
удовлетворение
особых
образовательных
потребностей
обучающихся
с
ТМНР;
систему комплексного психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся с
ТМНР в условиях образовательного процесса, включающего психолого-педагогическое
обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей,
мониторинг динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АООП, корректировку
коррекционных мероприятий;
2)механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий
педагогических работников, специалистов в области сопровождения, медицинских работников
образовательной организации и специалистов других организаций, специализирующихся в
области семьи и других институтов.
Курсы и занятия коррекционно-развивающей области (индивидуальные занятия по
логопедии, по психологической коррекции, по дефектологии, а также занятия, направленные на
развитие осознания, ощущений, ориентировки в пространстве и на плоскости) являются основой
для развития жизненных компетенций.
Задачами коррекционно-развивающих занятий являются: предупреждение вторичных
биологических и социальных отклонений в развитии, затрудняющих образование и социализацию
30

обучающегося;
исправление нарушений психофизического развития медицинскими,
психологическими, педагогическими средствами; формирование у обучающихся средств
компенсации дефицитарных психомоторных функций, не поддающихся исправлению;
формирование способов познавательной деятельности, позволяющих обучающемуся осваивать
учебные предметы.
Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и
развитию обучающегося. Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а
также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Важно
и создание условий, в максимальной степени способствующих развитию обучающегося.
При подготовке и проведении коррекционно-развивающих занятий учитываются индивидуальные
особенности каждого обучающегося.
.

31

III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Организационный раздел ФАОП НОО определяет общие рамки организации
образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия
реализации
программы
начального
общего
образования
и
включает:
федеральный учебный план;
федеральный календарный учебный график;
федеральный календарный план воспитательной работы, содержащий перечень событий и
мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и проводятся
образовательной организацией или в которых образовательная организация принимает
участие в учебном году или периоде обучения.
3.1. Федеральный учебный план ФАОП НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.4).
-Федеральный учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объѐм аудиторной
нагрузки, состав и структуру предметных областей, курсов коррекционно-развивающей области,
внеурочной деятельности.
- Федеральный учебный план должен соответствовать законодательству Российской Федерации в
области образования, обеспечивать введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ, ФАОП НОО для обучающихся с НОДА и выполнение гигиенических
требований к режиму образовательного процесса, которые предусмотрены Гигиеническими
нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
-Федеральные учебные планы обеспечивают возможность обучения на государственных языках
субъектов Российской Федерации, а также возможность их изучения, и устанавливают количество
занятий,
отводимых
на
их
изучение,
по
классам
(годам)
обучения.
Часть федерального учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных
для обучающихся с НОДА в структуре ТМНР, а также индивидуальных потребностей каждого
обучающегося. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной
нагрузки обучающихся, может быть использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на
изучение отдельных учебных предметов; на введение учебных курсов, обеспечивающих
различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана,
формируемая
участниками
образовательного
процесса,
предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей
обучающихся с НОДА и необходимую коррекцию недостатков в психическом и физическом
развитии;
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся с НОДА.
В федеральный учебный план включается внеурочная деятельность. В соответствии с
требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ внеурочная деятельность организуется по
направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное,
общекультурное, адаптивно-спортивное).
32

Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью
образовательного процесса в образовательной организации.
Обязательной частью внеурочной деятельности является реализация коррекционных курсов и
проведение коррекционно-развивающих занятий по программе коррекционной работы.
Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися с ТМНР предусматривают: логопедические
занятия и индивидуальные занятия по коррекции и развитию когнитивных функций. Все эти
занятия проводятся в индивидуальной форме. Продолжительность занятий до 25-30 минут
Комплексная абилитация обучающихся с НОДА предусматривает логопедическую работу,
психологическую коррекцию.
В коррекционно-развивающей области учитывается специфика контингента обучающихся, ее
содержание направлено на коррекцию психофизического развития личности, создание
компенсаторных
и
социально-адаптационных
способов
деятельности.
В предметной области "Физическая культура" в учебном плане предмет "Адаптивная физическая
культура".
Количество индивидуальных часов по коррекции двигательного нарушения для каждого
обучающегося определяется на основе медицинских рекомендаций в зависимости от тяжести
двигательного нарушения (от 2 до 5 часов в неделю).
Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию личности и познавательных
возможностей обучающегося. На первый план выдвигаются задачи, связанные с приобретением
элементарных знаний, формированием практических общеучебных знаний и навыков,
обеспечивающих относительную самостоятельность обучающихся в быту, их социальную
адаптацию, а также развитие социально значимых качеств личности.
Коррекционно-развивающие занятия для варианта 6.4 строятся на основе предметно-практической
деятельности обучающихся, осуществляются педагогическим работником через систему
специальных упражнений и адаптационно-компенсаторных технологий, включают большое
количество игровых и занимательных моментов. Коррекционная работа проводится в виде
индивидуальных и групповых занятий; продолжительность занятий и перемен, чередование
занятий определяются педагогическим работником, исходя из психофизических особенностей и
возможностей, эмоционального состояния обучающихся.
Коррекционно-компенсаторный подход реализуется всеми участниками образовательного
процесса. Ведущими специалистами при этом являются педагогические работники (учителя
адаптивной физической культуры, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог),
которые осуществляют диагностику, определяют программу коррекции и проводят
коррекционные занятия. Кроме того, специалисты дают рекомендации по включению
коррекционных компонентов во все формы образовательного процесса.
Учебная и внеурочная деятельности в рамках реализации ФАОП НОО проводятся согласно
расписания занятий.
Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, составляет не
более 10 часов (в том числе не менее 5 часов в неделю на коррекционно-образовательную область

33

в течение всего срока обучения на уровне начального общего образования) (пункт 3.4.16.
Санитарно-эпидемиологических требований).
Время, отведѐнное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально
допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объѐмов
финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.
Продолжительность учебного года в подготовительных и 1 классах составляет 33 недели, во 2-4
классах - 34 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом - не менее 8 недель.
Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные
каникулы.
Обучение в первом классе проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и
домашних заданий.
МБОУ «Новоенисейская ООШ» использует Федеральный учебный план ФОП НОО для
обучающихся с НОДА с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 6.4).

В отдельных случаях соотношение объема обязательной части СИПР и части,
формируемой участниками образовательного процесса, определяется индивидуальными
образовательными возможностями обучающегося.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
начального общего образования
МБОУ «Новоенисейская основная общеобразовательная школа»
на 2023-2024 учебный год
для обучающегося на надомном обучении
подготовительный класс
(5-дневная неделя).
Пояснительная записка
Учебный план составлен на основе следующих документов:
1.Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
2. Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приказ
министерства просвещения РФ от 24.11.2022 №023
3.Письмо Министерства образования и науки РФ «О создании условий для получения
образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами» от
18 апреля 2008 г. №АФ-150/06;
4.Письмо Управления специального образования Минобразования РФ от 28 февраля 2003
г. N 27/2643-6 «Методические рекомендации по организации деятельности
образовательных учреждений надомного обучения».
5. Заключение ПМПК Управления образования Администрации Бейского района
Республики Хакасия № 23-20 от 13 апреля 2023 года Протокол № 23-20 от 13 апреля 2023
года
34

6. Справка от 01.05.2011г серия МСЭ-2021 № 1473389,

7.Медицинское заключение врачебной комиссии № 4 Бейской районной больницы
По заключению ПМПК для обучающейся подготовительного класса определена
АООП НОО с НОДА, вариант 6.4 (множественные нарушения , средняя
умственная отсталость)
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
начального общего образования
МБОУ «Новоенисейская основная общеобразовательная школа»
на 2024-2025учебный год
для обучающегося на надомном обучении
1 класс
(5-дневная неделя).
Предметные области

Язык и речевая практика

Математика
Окружающий мир

Искусство
Технология

Недельная нагрузка

Учебные
предметы

Обязательная часть
Общение (общение и чтение)

2

Общение (письмо)

2

Математические представления

3

Развитие речи и окружающий
природный мир
Человек
Музыка
Изобразительная деятельность
(лепка, рисование, аппликация)
Предметные действия

1

Итого
Часть учебного плана, формируемая участниками
образовательного процесса при 5-дневной неделе
Речевая практика
Итого
Внеурочная деятельность:
индивидуальные и
групповые занятия по
программе коррекционной
работы

1
1
1
1
12
1
1
13
5

Педагог-психолог
Педагог-логопед
Дифектолог

другие направления
внеурочной деятельности
35

2
2
1
1

«Бумагопластика
Всего

1
19

Формы промежуточной аттестации 1 классы
Общение
(общение и чтение)
Математические представления

Устные вопросы на понимание

Человек

Устные вопросы

Развитие речи и окружающий
природный мир
Музыка

Занимательные задания

Изобразительная деятельность
(лепка, рисование, аппликация)
Предметные действия

Практическая / творческая работа

Общение (письмо)

Распознавание клеточки и строчки

Домоводство (самообслуживание)

Устные вопросы на понимание

Карточка

Устные вопросы

Собеседование

Учебный план составлен на основании медицинской справки, с учетом запроса родителей
и индивитуальных особенностей обучающегося.
3.2Федеральный календарный учебный график.
АООП НОО (НОДА) по варианту 6.4 – срок освоения 1 этапа – 5 лет; 2 этапа - 5 лет;
3.2.1 Организация образовательной деятельности осуществляется по учебным четвертям. Урочная
деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организуется по 5 дневной
учебной неделе.
3.2.3 Продолжительность учебного года при получении начального общего образования
составляет 34 недели, в 1 классе - 33 недели.
С целью профилактики переутомления в федеральном календарном учебном графике
предусматривается чередование периодов учебного времени и каникул. Продолжительность
каникул должна составлять не менее 7 календарных дней.
3.3.4 Продолжительность учебных четвертей составляет: 1 четверть - 8 учебных недель ;
2 четверть - 8 учебных недель; 3 четверть - 10 учебных недель (для 2-4 классов), 9 учебных недель
1 класс; 4 четверть - 7 учебных недель .
Продолжительность каникул составляет: по окончании 1 четверти (осенние каникулы) - 9
календарных дней;

36

по окончании 2 четверти (зимние каникулы) - 9 календарных дней; дополнительные каникулы - 9
календарных дней (для 1 класса); по окончании 3 четверти (весенние каникулы) - 9 календарных
дней по окончании учебного года (летние каникулы) - не менее 8 недель.
3.3.5 Продолжительность урока не должна превышать 35 минут.
Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной работоспособности
обучающихся и шкалы трудности учебных предметов, определенной Гигиеническими
нормативами.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при
этом
объем
максимально
допустимой
нагрузки
в
течение
дня
составляет:
для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и один раз в неделю – 5 уроков, за
счет урока физической культуры;
3.3.7.Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением следующих требований:
учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену, обучение в
первом полугодии: в сентябре-октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре по 4 урока в день по 35 минут каждый; в январе-мае - по 4 урока в день по 40 минут каждый; в
середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут;
предоставляются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти. Возможна
организация дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров).
3.3.8 Занятия начинаются 11 часов 30 минут утра и заканчиваются не позднее 14.00 часов.
Календарный учебный график образовательной организации составляется с учѐтом мнений
участников образовательных отношений, определяет чередование учебной деятельности (урочной
и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных
целей (каникул) по календарным периодам учебного года.

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».