Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоенисейская основная общеобразовательная школа»
(МБОУ «Новоенисейская ООШ»)
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДАЮ
на заседании педагогического совета,
Директор МБОУ «Новоенисейская ООШ»
Протокол № 1 от 30.09.2024г
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
"НОВОЕНИСЕЙСКАЯ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"
Подписано: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"НОВОЕНИСЕЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"
DN: cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"НОВОЕНИСЕЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА", c=RU, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"НОВОЕНИСЕЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА", email=beyavip@gmail.com
Дата: 2024.10.21 09:46:15 +07'00'
_____________Е.В Шульковская
Приказ от 02.09.2024г
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (вариант 8.1)
5-9 классы
на 2024-2028 учебный год
Содержание
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
I. Целевой раздел ФАОП ООО для обучающихся с расстройствами
аутистического спектра (вариант 8.1)
1.1 Пояснительная записка.
1.2 Планируемые результаты освоения АООП ООО.
1.3 Система оценки достижения планируемых результатов освоения
АООП ООО.
II. Содержательный раздел АООП ООО для обучающихся
с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.1)
2.1Федеральные рабочие программы учебных предметов.
2.3. Программа формирования универсальных учебных действий
2. 4.Программа коррекционной работы.
2.5. Федеральная рабочая программа воспитания.
III. Организационный раздел АООП ООО для обучающихся с
расстройствами аутистического спектра (вариант 8.1)
3.1 Учебный план адаптированной основной образовательной
программы основного общего образования для обучающихся с РАС
(вариант 8.1).
3.2. Календарный учебный график
3.3. План внеурочной деятельности.
3.4. Календарный план воспитательной работы.
Приложение 1 Программа формирования универсальных учебных
действий
Приложение 2 Программа коррекционной работы.
Приложение 3 Федеральная рабочая программа воспитания
Приложение 4 Рабочие предметы учебных предметов
2
3
4
4-7
8-10
10-18
19
19
19
19-20
21
21
21-22
23-24
24-26
26-28
29-48
49-65
66-89
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101)
(далее – ФГОС ООО) «обеспечивает вариативность содержания образовательных
программ основного общего образования, возможность формирования программ
основного общего образования различного уровня сложности и направленности с
учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, включая детей с
ограниченными возможностями здоровья».
Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
основного
общего
образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее – АООП ООО
обучающихся с РАС) разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО,
предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам
освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, в
соответствии
с
Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной
программой основного общего образования, с учетом особых образовательных потребностей
обучающихся с РАС на уровне основного общего образования.
Структура АООП ООО обучающихся с РАС включает целевой, содержательный и
организационный разделы.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации
в соответствии ФАООП ООО обучающихся с РАС, а также способы определения достижения этих
целей и результатов.
Целевой раздел включает: пояснительную записку; цели и задачи реализации АООП ООО
обучающихся с РАС; принципы и подходы к формированию АООП ООО обучающихся с РАС;
планируемые результаты освоения обучающимися с РАС АООП ООО; систему оценки
достижения планируемых результатов освоения АООП ООО обучающихся с РАС.
Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования
обучающихся с РАС и включает следующие программы, ориентированные на достижение
личностных, метапредметных и предметных результатов: рабочие программы учебных предметов;
программу формирования универсальных учебных действий; рабочую программу воспитания;
программу коррекционной работы, включая программы коррекционных курсов.
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса.
Организационный раздел включает: учебный план; план внеурочной деятельности; календарный
учебный график; календарный план воспитательной работы.
Решение о получении образования обучающимся с РАС на уровне основного общего образования
по адаптированной основной общеобразовательной программе принимается на основе заключения
психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК), сформулированного по результатам
его комплексного психолого-медикопедагогического обследования. АООП ООО обучающихся с
РАС, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации и/или
абилитации инвалида (далее – ИПРА) в части создания специальных условий получения
образования.
3
АООП ООО обучающихся с РАС реализуется в образовательной организации общего типа.
I. Целевой раздел ФАОП ООО для обучающихся с расстройствами
аутистического спектра (вариант 8.1)
1.1 Пояснительная записка.
1. АООП ООО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС)
(вариант 8.1) является основным документом, определяющим содержание общего
образования, а также регламентирующим образовательную деятельность
МБОУ
«Новоенисейская ООШ» в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете
установленного ФГОС ООО соотношения обязательной части программы и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
2. АООП ООО для обучающихся с РАС (вариант 8.1) представляет собой вариант
адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего
образования, рекомендуемой для тех обучающихся с РАС, чье личностное, эмоциональноволевое и познавательное развитие существенно приближается к развитию типично
развивающихся сверстников и сопоставимо с ним. В этом случае, несмотря на
аутистические расстройства, обучающийся с РАС успешно включается в общий
образовательный процесс, выстраивает продуктивные отношения с взрослыми и
сверстниками, основываясь на основных нормах и правилах поведения, демонстрирует
успехи в достижении образовательных результатов. Отдельные трудности освоения
АООП, возникающие из-за неравномерности психического развития обучающегося с
РАС, не препятствуют освоению программного материала во всех предметных областях и
могут быть достаточно эффективно компенсированы в ходе коррекционно-развивающей
работы.
3. Целями реализации АООП ООО для обучающихся с РАС (вариант 8.1) являются:
организация учебного процесса для обучающихся с РАС с учетом целей ФГОС ООО;
создание условий для становления и развития личности обучающегося в ее самобытности,
уникальности, неповторимости;
организация деятельности педагогических работников образовательной организации по
созданию индивидуальных программ и планов для обучающихся с РАС.
4. Достижение поставленных целей реализации АООП ООО для обучающихся с РАС
(вариант 8.1) предусматривает решение следующих основных задач:
формирование у обучающихся нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового
образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение
основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного
и физического труда, развитие склонностей, интересов, способностей к социальному
самоопределению;
обеспечение преемственности основного общего и среднего общего образования;
4
обеспечение достижения планируемых результатов по освоению обучающимся целевых
установок, приобретению знаний, умений, навыков, определяемых личностными,
семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями
обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
обеспечение доступности получения качественного основного общего образования;
обеспечение необходимой для обучающихся с
направленности учебного процесса;
РАС
коррекционно-развивающей
установление требований к воспитанию и социализации обучающихся с РАС как к части
образовательной программы и к соответствующему усилению воспитательного и
социализирующего потенциала МБОУ «Новоенисейская ООШ», инклюзивного подхода в
образовании, к обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического
сопровождения каждого обучающегося с РАС, формированию образовательного базиса,
основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном и социальном
уровне развития личности обучающегося с РАС, к созданию необходимых условий для ее
развития и самореализации;
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных
занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений;
взаимодействие
образовательной
организации
при
реализации
основной
общеобразовательной программы с социальными партнерами, в том числе с центрами
психолого-педагогической и социальной помощи, общественными организациями;
выявление и развитие способностей обучающихся с РАС, их интересов через включение
их в деятельность клубов, секций, студий и кружков, включение в общественно полезную
деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций
дополнительного образования;
организацию включения обучающихся с РАС в интеллектуальные и творческие
соревнования, научно-техническое творчество, проектную и учебно-исследовательскую
деятельность с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей;
участие обучающихся с РАС, их родителей (законных представителей), педагогических
работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной
инклюзивной социальной среды, уклада образовательной организации;
включение обучающихся с РАС в процессы познания внешкольной социальной среды
(населенного пункта, района, республики) для приобретения необходимого опыта
социального взаимодействия;
профессиональная ориентация обучающихся с РАС при поддержке педагогов, психолога,
социального педагога, сотрудничество с учреждениями профессионального образования,
центрами профориентации;
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья
обучающихся с РАС, обеспечение их безопасности;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе проявивших выдающиеся
способности, через систему клубов, секций, студий и других, организацию общественно
полезной деятельности;
5
организация интеллектуальных и творческих соревнований,
творчества и проектно-исследовательской деятельности;
научно-технического
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических
работников в проектировании и развитии социальной среды образовательной
организации;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования социальной среды
(населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и
действия;
организация
социального
и
учебно-исследовательского
проектирования,
профессиональной ориентации обучающихся при поддержке педагогов, психологов,
социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, организациями
профессионального образования, центрами профессиональной работы;
создание условий для сохранения и укрепления физического, психологического и
социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
5. Методологической основой ФГОС ООО, определяющей принципы и подходы к
формированию АООП ООО обучающихся с РАС, является системно-деятельностный
подход. В связи с этим АООП ООО для обучающихся с РАС (вариант 8.1) учитывает
следующие принципы:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного
общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского
общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения
многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития
обучающихся с РАС в системе образования, переход к стратегии социального
проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий
образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата)
личностного и познавательного развития обучающихся с РАС;
ориентацию на достижение основного результата образования - развитие личности
обучающегося с РАС, его учебно-познавательной деятельности, формирование его
готовности к дальнейшему образованию и самообразованию на основе освоения
универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
признание решающей роли содержания образования, способов организации
образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей
личностного и социального развития обучающихся с РАС;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении
образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей
их достижения;
ориентация на разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и особенности
индивидуального развития каждого обучающегося с РАС;
6
принцип учета языка обучения: с учетом условий функционирования образовательной
организации АООП ООО характеризует право получения образования на родном языке из
числа языков народов Российской Федерации и отражает механизмы реализации данного
принципа в учебных планах, планах внеурочной деятельности;
принцип учета ведущей деятельности обучающегося: АООП ООО обеспечивает
конструирование учебного процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает
механизмы формирования всех компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная
задача, учебные операции, контроль и самоконтроль);
принцип индивидуализации обучения: АООП ООО предусматривает возможность и
механизмы разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучения
обучающихся с РАС с учетом мнения родителей (законных представителей)
обучающегося;
принцип учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся с РАС при построении образовательного процесса и
определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
принцип обеспечения фундаментального характера образования, учета специфики
изучаемых учебных предметов;
принцип интеграции обучения и воспитания: АООП ООО предусматривает связь урочной
и внеурочной деятельности, предполагающий направленность учебного процесса на
достижение личностных результатов освоения образовательной программы;
принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не
допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или)
психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих
педагогических технологий. Объем учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных
мероприятий должны соответствовать требованиям, предусмотренным санитарными
правилами и нормами Гигиенических нормативов и Санитарно-эпидемиологических
требований.
6. АООП ООО для обучающихся с РАС (вариант 8.1) учитывает возрастные и
психологические особенности обучающихся.
АООП ООО для обучающихся с РАС (вариант 8.1) предполагает, что обучающиеся с РАС
получают образование, соответствующее по итоговым достижениям к моменту
завершения обучения планируемым результатам основного общего образования
нормативно развивающихся сверстников, и в те же сроки обучения (5 - 9 классы) при
создании условий, учитывающих их особые образовательные потребности.
7. В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся с
РАС могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для
ускоренного обучения, в пределах осваиваемой образовательной программы основного
общего образования в порядке, установленном локальными нормативными актами
образовательной организации.
7
1.2. Планируемые результаты освоения АООП ООО.
1.2.1 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с
РАС АООП ООО для обучающихся с РАС (вариант 8.1) соответствуют ФГОС ООО с
учетом их особых образовательных потребностей.
1.2.2 Планируемые результаты освоения АООП ООО обучающимися с РАС дополняются
результатами освоения ПКР.
В соответствии с требованиями ФГОС ООО система планируемых личностных,
метапредметных и предметных результатов устанавливает и описывает классы учебнопознавательных и учебно-практических задач, которые осваивают обучающиеся в ходе
обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том
числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих
задач требует от обучающихся с РАС овладения системой учебных действий
(универсальных и специфических для каждого учебного предмета: регулятивных,
коммуникативных, познавательных) с учебным материалом и, прежде всего, с опорным
учебным материалом, служащим основой для последующего обучения. Необходимо
принимать во внимание особенности формирования коммуникативной сферы у
обучающихся с РАС для выстраивания индивидуализированной в каждом случае системы
учебных действий. В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельностной парадигмой
образования система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода:
выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся с РАС и
ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет определять динамическую
картину развития обучающихся, поощрять их продвижение, выстраивать индивидуальные
траектории обучения с учетом зоны ближайшего развития обучающегося с РАС.
В адаптированной образовательной программе основного общего образования
обучающихся с РАС (вариант 8.1) в соответствии с ФГОС ООО устанавливаются
требования к трем группам результатов освоения обучающимися с РАС программ
основного общего образования: личностным, метапредметным и предметным.
Личностные
результаты
освоения
адаптированной
общеобразовательной программы раскрывают и детализируют
основной
основные
направленности этих результатов. Достижение обучающимся с РАС личностных
результатов связано с развитием личностных качеств, необходимых для его становления
как гражданина, активного субъекта социума, а также как человека, способного к
саморазвитию и самоопределению, постановке и достижению личных жизненных целей.
Достижение личностных результатов обучающимися с РАС обеспечивается содержанием
всех компонентов образовательного процесса, включая урочную, внеурочную
деятельность и ПКР.
Метапредметные
результаты
освоения
адаптированной
основной
общеобразовательной программы представлены в соответствии с подгруппами
универсальных учебных действий, раскрывают и детализируют основные направленности
метапредметных результатов.
Предметные результаты ФГОС ООО определяет предметные результаты освоения
программ основного общего образования с учетом необходимости сохранения
фундаментального характера образования, специфики изучаемых учебных предметов и
обеспечения успешного продвижения обучающихся на следующем уровне образования.
8
Предметные результаты включают:
освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и
способов действий, специфических для соответствующей предметной области;
предпосылки научного типа мышления;
виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и
социальных проектов.
Требования к предметным результатам АООП ООО обучающихся с РАС
сформулированы в деятельностной форме с усилением акцента на применение знаний и
конкретные умения, определяют минимум содержания гарантированного государством
основного общего образования, построенного в логике изучения каждого учебного
предмета и определяют требования к результатам освоения программ основного общего
образования по учебным предметам "Русский язык", "Литература", "Английский язык",
"История", "Обществознание", "География", "Математика", "Информатика", "Биология",
"Физика", "Химия", "Изобразительное искусство", "Музыка", "Труд (технология)",
"Адаптированная физическая культура", "Основы безопасности и защиты Родины" на
базовом уровне.
Формирование метапредметных результатов обеспечивается совокупностью всех учебных
предметов и внеурочной деятельности.
Основным объектом и предметом оценки метапредметных результатов является
овладение:
универсальными
учебными
познавательными
действиями
(замещение,
моделирование, кодирование и декодирование информации, логические операции,
включая общие приемы решения задач);
универсальными учебными коммуникативными действиями (приобретение умения
учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество,
взаимодействие с педагогическими работниками и со сверстниками, адекватно передавать
информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи,
учитывать разные мнения и интересы, аргументировать и обосновывать свою позицию,
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером);
универсальными учебными регулятивными действиями (способность принимать и
сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и
оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, ставить
новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве,
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу
действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания).
В качестве основных жизненных компетенций обучающегося с РАС выступает
овладение:
-умением использовать знания, полученные в ходе усвоения программного материала по
учебной программе, для самостоятельной организации безопасной и полноценной жизни;
-способностью организации успешного взаимодействия с окружающими людьми,
опираясь на понимание социальных отношений;
9
-способностью к эмоциональному самоконтролю;
-способностью к самостоятельной организации собственной повседневной жизни;
-способностью заботиться о поддержании собственного здоровья.
1.3 Система оценки достижения планируемых результатов освоения
АООП ООО.
2.3.1. Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы
образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Ее
основными функциями являются: ориентация образовательного процесса на достижение
планируемых результатов освоения АООП ООО для обучающихся с РАС (вариант 8.1) и
обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление
образовательным процессом.
2.3.1.1. При оценивании результатов освоения АООП ООО для обучающихся с РАС
необходимо обеспечить индивидуализацию этапности освоения образовательных
результатов в связи с неравномерностью и особенностями развития личности
обучающегося с РАС.
При организации оценочных процедур в соответствии с АООП ООО для обучающихся с
РАС (вариант 8.1) могут быть созданы специальные условия, обусловленные особыми
образовательными потребностями обучающихся с РАС и связанными с ними
объективными трудностями. Данные условия включают:
организацию и проведение аттестационных мероприятий в индивидуальной форме;
увеличение времени, отводимого обучающемуся, в 1,5 - 2 раза в зависимости от
индивидуальных особенностей здоровья обучающегося с РАС;
адаптацию предлагаемого обучающемуся тестового (контрольно-оценочного) материала
как по форме предъявления (использование и устных и письменных инструкций), так и по
сути (упрощение длинных сложных формулировок инструкций, разбивка на части, подбор
доступных пониманию аналогов);
специальную психолого-педагогическую помощь обучающемуся с РАС (на этапах
принятия, выполнения учебного задания и контроля результативности), дозируемую
исходя из индивидуальных особенностей здоровья обучающегося.
1.3.1.2. Основными направлениями и целями оценочной деятельности в
образовательной организации являются:
оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах обучения как
основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур внутреннего
мониторинга
образовательной
организации,
мониторинговых
исследований
муниципального, регионального и федерального уровней;
оценка результатов деятельности педагогических работников как основа аттестационных
процедур;
10
оценка результатов деятельности образовательной организации как основа
аккредитационных процедур.
1.3.1.3. Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой
выступают требования ФГОС ООО, которые конкретизируются в планируемых
результатах освоения обучающимися ФАОП ООО для обучающихся с РАС (вариант 8.1).
Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки.
1.3.1.4. Внутренняя оценка включает:
стартовую диагностику;
текущую и тематическую оценку;
портфолио;
психолого-педагогическое наблюдение;
внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся;
промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
1.3.1.5. Внешняя оценка включает:
независимую оценку качества образовании;
мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней.
1.3.2. В соответствии с ФГОС ООО система оценки образовательной организации
реализует системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке
образовательных достижений.
1.3.3. Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений
обучающихся проявляется в оценке способности обучающихся к решению учебнопознавательных и учебно-практических задач, а также в оценке уровня функциональной
грамотности обучающихся. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки, в
качестве которых выступают планируемые результаты обучения, выраженные в
деятельностной форме.
1.3.4. Уровневый подход служит важнейшей основой для организации индивидуальной
работы с обучающимися. Он реализуется как по отношению к содержанию оценки, так и к
представлению и интерпретации результатов измерений.
1.3.5. Уровневый подход реализуется за счет фиксации различных уровней достижения
обучающимися планируемых результатов базового уровня и уровней выше и ниже
базового. Достижение базового уровня свидетельствует о способности обучающихся
решать типовые учебные задачи, целенаправленно отрабатываемые со всеми
обучающимися в ходе учебного процесса. Овладение базовым уровнем является границей,
отделяющей знание от незнания, выступает достаточным для продолжения обучения и
усвоения последующего учебного материала.
1.3.6. Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется через:
11
оценку предметных и метапредметных результатов;
использование комплекса оценочных процедур как основы для оценки динамики
индивидуальных образовательных достижений обучающихся и для итоговой оценки;
использования контекстной информации (об особенностях обучающихся, условиях и
процессе обучения и другое) для интерпретации полученных результатов в целях
управления качеством образования;
использование разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга:
стандартизированных устных и письменных работ, проектов, практических (в том числе
исследовательских) и творческих работ;
использование форм работы, обеспечивающих возможность включения обучающихся в
самостоятельную оценочную деятельность (самоанализ, самооценка, взаимооценка);
использование мониторинга динамических показателей освоения умений и знаний, в том
числе формируемых с использованием информационно-коммуникационных (цифровых)
технологий.
1.3.7. Оценка личностных результатов обучающихся осуществляется через оценку
достижения планируемых результатов освоения образовательной программы, которые
устанавливаются требованиями ФГОС ООО. Оценивание достижения обучающимся с
РАС личностных результатов осуществляется на основе анализа достижений личностных
результатов по трем блокам:
сформированность основ гражданской идентичности личности;
сформированность индивидуальной учебной самостоятельности;
сформированность социальных компетенций.
1.3.8. Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех
компонентов образовательной деятельности, включая внеурочную деятельность.
1.3.9. Во внутреннем мониторинге возможна оценка сформированности отдельных
личностных результатов, проявляющихся в соблюдении норм и правил поведения,
принятых в образовательной организации; участии в общественной жизни
образовательной организации, ближайшего социального окружения, Российской
Федерации, общественно-полезной деятельности; ответственности за результаты
обучения; способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в
том числе выбор профессии; ценностно-смысловых установках обучающихся,
формируемых средствами учебных предметов.
1.3.10. Результаты, полученные в ходе как внешних, так и внутренних мониторингов,
допускается использовать только в виде агрегированных (усредненных, анонимных)
данных.
1.3.11. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения
планируемых результатов освоения ФАОП ООО для обучающихся с РАС (вариант 8.1),
которые отражают совокупность познавательных, коммуникативных и регулятивных
универсальных
учебных
действий,
а
также
систему
междисциплинарных
(межпредметных) понятий.
12
1.3.12. Формирование метапредметных результатов обеспечивается комплексом освоения
программ учебных предметов и внеурочной деятельности.
1.3.13. Основным объектом оценки метапредметных результатов является овладение:
познавательными
универсальными
учебными
действиями
(замещение,
моделирование, кодирование и декодирование информации, логические операции,
включая общие приемы решения задач);
коммуникативными универсальными учебными действиями (приобретение умения
учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество,
взаимодействие с педагогическими работниками и со сверстниками, адекватно передавать
информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи,
учитывать разные мнения и интересы, аргументировать и обосновывать свою позицию,
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером);
регулятивными универсальными учебными действиями (способность принимать и
сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и
оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, ставить
новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве,
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу
действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания).
1.3.14. Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется администрацией
МБОУ «Новоенисейская ООШ» в ходе внутреннего мониторинга. Содержание и
периодичность внутреннего мониторинга устанавливается решением педагогического
совета образовательной организации. Инструментарий строится на межпредметной основе
и может включать диагностические материалы по оценке читательской и цифровой
грамотности, сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных
универсальных учебных действий.
1.3.15. Рекомендуемые формы оценки:
для проверки читательской грамотности - письменная работа на межпредметной основе;
для проверки цифровой грамотности - практическая работа в сочетании с письменной
(компьютеризованной) частью;
для проверки сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных
универсальных учебных действий - экспертная оценка процесса и результатов
выполнения групповых и (или) индивидуальных учебных исследований и проектов. В
качестве основных жизненных компетенций обучающегося с РАС необходимо оценивать:
умение использовать знания, полученные в ходе усвоения программного материала по
учебной программе, для самостоятельной организации безопасной и полноценной жизни;
способность организации успешного взаимодействия с окружающими людьми, опираясь
на понимание социальных отношений;
способность к эмоциональному самоконтролю;
способность к самостоятельной организации собственной повседневной жизни;
13
способность заботиться о поддержании собственного здоровья.
Каждый из перечисленных видов диагностики проводится с периодичностью не менее чем
один раз в два года.
1.3.16. Для оценки достижения метапредметных результатов обучающимся с РАС в
образовательной
организации
необходимо
разработать
комплекс
процедур,
адаптирующих процедуры оценивания, предложенные во ФГОС. В зависимости от
индивидуальных особенностей обучающегося с РАС выбирается наиболее подходящая
процедура. Для обучающихся с РАС такими процедурами преимущественно являются
использование накопительной системы оценивания (учебных портфолио), защита
итогового индивидуального проекта, наблюдение по специальной оценочной схеме за
выполнением обучающимся конкретного задания или проекта.
При необходимости может быть индивидуализирована процедура выполнения
диагностических заданий с учетом особенностей конкретного обучающегося с РАС.
1.3.17.Одной из основных процедур итоговой оценки достижения обучающимися с РАС
метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта,
которая может рассматриваться как допуск к государственной итоговой аттестации.
Итоговый проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся с РАС
в рамках одного из учебных предметов или на межпредметной основе с целью
продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания
избранных областей знаний или видов деятельности и способность проектировать и
осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную,
конструкторскую, художественно-творческую, социальную и другую). Выбор темы
итогового проекта осуществляется обучающимися совместно с педагогическими
работниками, специалистами службы психолого-педагогического сопровождения.
1.3.17.1. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть одна из
следующих работ:
а) письменная работа (реферат, обзорные
исследованиях, стендовый доклад и другое);
материалы,
отчеты
о
проведенных
б) художественная творческая работа (в области музыки, изобразительного искусства,
экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного
произведения, инсценировки, исполнения музыкального произведения, компьютерной
анимации и другом виде;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так
и мультимедийные продукты.
Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и направленности
проекта, а также критерии оценки проектной работы разрабатываются педагогами и
специалистами службы психолого-педагогического сопровождения с учетом целей и
задач проектной деятельности на данном этапе образования обучающихся с РАС, их
особыми образовательными потребностями и в соответствии с основной
общеобразовательной программой основного общего образования, особенностями
14
организации проектной
организации.
деятельности
учащихся
в
конкретной
образовательной
Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил
цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы
(плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности
комиссии образовательной организации, в состав которой входят педагоги, специалисты
службы психолого-педагогического сопровождения, или на школьной конференции.
1.3.17.2 Проект оценивается по следующим критериям:
сформированность познавательных универсальных учебных действий: способность к
самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении
поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и
обработку информации, формулировку выводов и (или) обоснование и реализацию
принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта,
творческого решения и других;
сформированность предметных знаний и способов действий: умение раскрыть содержание
работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой или темой
использовать имеющиеся знания и способы действий;
сформированность регулятивных
универсальных учебных действий:
умение
самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во
времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять
выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
сформированность коммуникативных универсальных учебных действий: умение ясно
изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно
ответить на вопросы.
1.3.18. Предметные результаты освоения АООП ООО для обучающихся с РАС
(вариант 8.1) с учетом специфики содержания предметных областей, включающих
конкретные учебные предметы, ориентированы на применение знаний, умений и навыков
обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а также на
успешное обучение.
1.3.18.1. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения
обучающимися планируемых результатов по отдельным учебным предметам.
1.3.18.2. Основным предметом оценки является способность к решению учебнопознавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном
материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных
предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных,
коммуникативных) действий, а также компетентностей, релевантных соответствующим
направлениям функциональной грамотности.
1.3.18.3. Для оценки предметных результатов используются критерии: знание и
понимание, применение, функциональность.
15
1.3.18.4. Обобщенный критерий "знание и понимание" включает знание и понимание роли
изучаемой области знания и (или) вида деятельности в различных контекстах, знание и
понимание терминологии, понятий и идей, а также процедурных знаний или алгоритмов.
Обобщенный критерий "применение" включает:
использование изучаемого материала при решении учебных задач, различающихся
сложностью предметного содержания, сочетанием универсальных познавательных
действий и операций, степенью проработанности в учебном процессе;
использование специфических для предмета способов действий и видов деятельности по
получению нового знания, его интерпретации, применению и преобразованию при
решении учебных задач или проблем, в том числе в ходе поисковой деятельности, учебноисследовательской и учебно-проектной деятельности.
Обобщенный критерий "функциональность" включает осознанное использование
приобретенных знаний и способов действий при решении внеучебных проблем,
различающихся сложностью предметного содержания, читательских умений, контекста, а
также сочетанием когнитивных операций.
Оценка функциональной грамотности направлена на выявление способности
обучающихся применять предметные знания и умения во внеучебной ситуации, в
реальной жизни.
1.3.19. Оценка предметных результатов осуществляется педагогическим работником
в ходе процедур текущего, тематического, промежуточного и итогового контроля.
1.3.20 Особенности оценки по отдельному учебному предмету фиксируются в
приложении к АООП ООО.
Описание оценки предметных результатов по отдельному учебному предмету включает:
список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования и
способов оценки (например, текущая (тематическая), устно (письменно), практика);
требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию (при необходимости с учетом степени значимости отметок за отдельные оценочные процедуры);
график контрольных мероприятий.
1.3.21. Стартовая диагностика проводится администрацией образовательной организации
с целью оценки готовности к обучению на уровне основного общего образования.
1.3.21.1. Стартовая диагностика проводится в начале 5 класса (первого года обучения на
уровне основного общего образования) и выступает как основа (точка отсчета) для оценки
динамики образовательных достижений обучающихся.
1.3.21.2. Объектом оценки являются: структура мотивации, сформированность учебной
деятельности, владение универсальными и специфическими для основных учебных
предметов познавательными средствами, в том числе: средствами работы с информацией,
знаково-символическими средствами, логическими операциями.
16
1.3.21.3 Стартовая диагностика проводится педагогическими работниками с целью оценки
готовности к изучению отдельных предметов. Результаты стартовой диагностики
являются основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации
учебного процесса.
1.3.22 Текущая оценка представляет собой процедуру оценки индивидуального
продвижения обучающегося в освоении программы учебного предмета.
1.3.22.1. Текущая оценка может быть формирующей (поддерживающей и направляющей
усилия обучающегося, включающей его в самостоятельную оценочную деятельность), и
диагностической, способствующей выявлению и осознанию педагогическим работником
и обучающимся существующих проблем в обучении.
1.3.22.2. Объектом текущей оценки являются тематические планируемые результаты,
этапы освоения которых зафиксированы в тематическом планировании по учебному
предмету.
1.3.22.3. В текущей оценке используются различные формы и методы проверки (устные и
письменные опросы, практические работы, творческие работы, индивидуальные и
групповые формы, само- и взаимооценка, рефлексия, листы продвижения и другие) с
учетом особенностей учебного предмета.
1.3.22.4. Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации учебного
процесса.
1.3.23. Тематическая оценка представляет собой процедуру оценки уровня
достижения тематических планируемых результатов по учебному предмету.
Портфолио представляет собой процедуру оценки динамики учебной и творческой
активности обучающегося, направленности, широты или избирательности интересов,
выраженности проявлений творческой инициативы, а также уровня высших достижений,
демонстрируемых данным обучающимся. В портфолио включаются как работы
обучающегося (в том числе фотографии, видеоматериалы), так и отзывы на эти работы
(например, наградные листы, дипломы, сертификаты участия, рецензии и прочее). Отбор
работ и отзывов для портфолио ведется самим обучающимся совместно с классным
руководителем и при участии семьи. Включение каких-либо материалов в портфолио без
согласия обучающегося не допускается. Портфолио в части подборки документов
формируется в электронном виде в течение всех лет обучения на уровне основного
общего образования. Результаты, представленные в портфолио, используются при
выработке рекомендаций по выбору индивидуальной образовательной траектории на
уровне среднего общего образования и могут отражаться в характеристике.
1.3.24. Внутренний мониторинг представляет собой следующие процедуры:
стартовая диагностика;
оценка уровня достижения предметных и метапредметных результатов;
оценка уровня функциональной грамотности;
оценка
уровня
профессионального
мастерства
педагогического
работника,
осуществляемого на основе выполнения обучающимися проверочных работ, анализа
посещенных уроков, анализа качества учебных заданий, предлагаемых педагогическим
работником обучающимся.
17
Содержание и периодичность внутреннего мониторинга устанавливается решением
педагогического совета образовательной организации. Результаты внутреннего
мониторинга являются основанием подготовки рекомендаций для текущей коррекции
учебного процесса и его индивидуализации и (или) для повышения квалификации
педагогического работника.
1.3.25. Система оценки достижения обучающимися с РАС планируемых результатов
освоения АООП ООО для обучающихся с РАС (вариант 8.1) должна предусматривать
оценку достижения планируемых результатов освоения ПКР.
1.3.25.1. Оценка достижений по Программе коррекционной работы имеет
дифференцированный характер, в связи с чем может определяться
индивидуальными программами развития обучающихся с РАС.
1.3.25.2. Мониторинг достижения обучающимися планируемых результатов ПКР
предполагает:
проведение специализированного комплексного психолого-педагогического обследования
каждого обучающегося (стартовая диагностика в начале обучения в пятом классе, а также
не реже одного раза в полугодие);
систематическое осуществление педагогических наблюдений в учебной и внеурочной
деятельности;
проведение мониторинга социальной ситуации и условий семейного воспитания
(проводится в начале обучения в пятом классе, а также не реже одного раза в полугодие);
изучение мнения о социокультурном развитии обучающихся педагогических работников
и родителей (их законных представителей), а также при взаимодействии с общественными
организациями, их представителей (проводится при переходе на уровень основного
общего образования, а также не реже одного раза в полугодие).
1.3.25.3. Изучение достижения каждым обучающимся планируемых результатов ПКР
проводится педагогическими работниками, в том числе - учителями-дефектологами,
педагогами-психологами,
социальными
педагогами,
учителями-предметниками,
классными руководителями, воспитателями.
1.3.25.4. Решение о достижении обучающимися планируемых результатов ПКР принимает
психолого-педагогический консилиум образовательной организации. На основе анализа
материалов комплексного изучения каждого обучающегося психолого-педагогический
консилиум разрабатывает рекомендации для его дальнейшего обучения.
18
II. Содержательный раздел АООП ООО для обучающихся
с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.1)
2.1Федеральные рабочие программы учебных предметов.
При реализации АООП ООО для обучающихся с РАС (вариант 8.1) используются
федеральные рабочие программы учебных предметов "Русский язык", "Литература",
"История", "Обществознание", "География", "Основы безопасности и защиты Родины",
предусмотренные федеральной образовательной программой основного общего
образования (далее - ФОП ООО) .
2.2. Программы по отдельным учебным дисциплинам могут быть адаптированы с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся, их возможностей и ограничений,
обусловленных РАС и (при наличии) иными нарушениями развития, что в полной мере
относится к учебным предметам "Иностранный язык", "Музыка".
2.3. Программа формирования универсальных учебных действий.
3.3.1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья АООП ООО для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья представлена в приложении N 1 к настоящей АООП ООО.
2. 4.Программа коррекционной работы.
2.4.1. ПКР является неотъемлемым структурным компонентом ФАОП ООО для
обучающихся с РАС (вариант 8.1).
В соответствии с ФГОС ООО ПКР направлена на осуществление индивидуальноориентированной психолого-педагогической помощи обучающимся с РАС в освоении
ФАОП ООО (вариант 8.1) с учетом их особых образовательных потребностей, на
социальную адаптацию и личностное самоопределение. ПКР уровня основного общего
образования непрерывна и преемственна с другими уровнями образования (начальным,
средним).
2.4.2. ПКР должна обеспечивать:
выявление индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с РАС,
направленности личности, профессиональных склонностей;
систему комплексного психолого-педагогического сопровождения образовательнокоррекционного процесса с учетом особых образовательных потребностей
обучающихся с РАС, включающего психолого-педагогическое обследование (на
начало обучения в 5 классе - стартовая диагностика) и мониторинг динамики их
развития, личностного становления, проведение индивидуальных и групповых
коррекционно-развивающих занятий (на основе рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии и психолого-педагогического консилиума образовательной
организации), направленных в том числе на оказание специализированной
индивидуально ориентированной коррекционно-развивающей помощи обучающимся
на основе компенсации первичных нарушений и пропедевтики производных
отклонений в развитии, активизации ресурсов социально-психологической адаптации
19
личности обучающегося для самореализации в обществе и в контексте достижения
планируемых результатов образования;
успешное освоение АООП ООО (вариант 8.1), достижение обучающимися с РАС
предметных, метапредметных и личностных результатов с учетом их особых
образовательных потребностей.
2.4.3. ПКР содержит:
план диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий, обеспечивающих
удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с РАС,
освоение ими АООП ООО (вариант 8.1);
описание условий обучения и воспитания обучающихся (с учетом их особых
образовательных потребностей), методы их обучения и воспитания, применение, при
необходимости, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специализированных компьютерных программ, особенности проведения групповых и
индивидуальных коррекционно-развивающих занятий;
описание основного содержания рабочих программ коррекционно-развивающих курсов;
перечень дополнительных коррекционно-развивающих занятий (при наличии);
планируемые результаты коррекционной работы и подходы к их оценке.
2.4.4. ПКР составляется с учѐтом особых образовательных потребностей, характера
имеющихся трудностей и особенностей социальной адаптации обучающихся с РАС,
региональной специфики и особенностей образовательно-коррекционного процесса в
образовательной организации.
2.4.5. ПКР предусматривает создание условий обучения и воспитания, позволяющих
учитывать индивидуальные образовательные потребности обучающихся посредством
дифференцированного психолого-педагогического сопровождения, индивидуализации и
дифференциации образовательно-коррекционного процесса.
2.4.6.
ПКР
предусматривает
организацию
индивидуально-ориентированных
коррекционно-развивающих мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с РАС в освоении АООП ООО.
2.4.7. Степень включенности специалистов в программу коррекционной работы
устанавливается образовательной организацией самостоятельно. Объем помощи,
направления и содержание коррекционно-развивающей работы с обучающимся
определяются на основании заключения ППк и ПМПК.
2.4.8. Основным механизмом, обеспечивающим системность помощи, является
психолого-педагогический консилиум МБОУ «Новоенисейская ООШ».
2.4.9. Программа коррекционной работы с обучающимися с расстройствами
аутистического спектра ФАОП ООО для обучающихся с расстройствами аутистического
спектра (вариант 8.1 ) представлена в приложении N 2 к настоящей ФАОП ООО.
20
2.5. Федеральная рабочая программа воспитания.
2.5.1. Федеральная рабочая программа воспитания представлена в приложении N 3 к
настоящей АООП ООО.
III. Организационный раздел АООП ООО для обучающихся с
расстройствами аутистического спектра (вариант 8.1)
3. Учебный план адаптированной основной образовательной программы основного
общего образования для обучающихся с РАС (вариант 8.1).
3.1. Учебный план АООП ООО для обучающихся с РАС (вариант 8.1) в целом
соответствует обязательным требованиям ФГОС ООО и ФОП ООО, в том числе
требованиям о включении во внеурочную деятельность коррекционно-развивающих
курсов по Программе коррекционной работы.
Для обучающегося с РАС может быть разработан индивидуальный учебный план как на
весь период обучения по программе, так и на один год или иной срок. Данный
индивидуальный план предусматривает решение одной или нескольких из ниже
указанных задач:
усиление внимания к обязательным учебным дисциплинам, освоение которых может
вызывать у данной группы обучающихся специфически обусловленные или
индивидуально ориентированные трудности, например, увеличено время на предметы
"Русский язык", "Математика" (за счет часов части учебного плана, определяемой
участниками образовательных отношений);
введение в содержание образовательной программы учебных дисциплин, отвечающих
особым образовательным потребностям, в том числе потребностям в сохранении и
укреплении здоровья;
проведение коррекционно-развивающих курсов по программе коррекционной работы и,
при необходимости, дополнительных коррекционно-развивающих занятий в соответствии
с "Индивидуальным планом коррекционно-развивающей работы" за счет часов
внеурочной деятельности в объеме не менее 5 часов в неделю;
организация и проведение индивидуальных консультаций педагогов по обязательным
учебным дисциплинам, по темам и разделам, требующим особого внимания для
пропедевтики возникновения специфически обусловленных или индивидуально
ориентированных трудностей в обучении;
реализация индивидуальной образовательной траектории с учетом интересов,
склонностей, способностей (в том числе выдающихся), выбранного обучающимся
профиля в обучении.
Учебный план: фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся с
РАС;определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на
их освоение и организацию; распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и
учебным годам.
Учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного языка Российской
Федерации, а также возможность преподавания и изучения родного языка из числа языков
21
народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных
языков республик Российской Федерации.
Недельный учебный план основного общего образования обучающихся с РАС для 5дневной учебной недели
2024-2025 учебный год
Предметные
области
Учебные
предметы
Русский язык и
литература
Русский язык
Литература
Иностранный
язык (английский)
Иностранные языки
Математика и
информатика
Общественнонаучные предметы
Естественнонаучные предметы
Основы духовнонравственной
культуры народов
России
Искусство
Класс
V
класс
5
3
3
Математика
5
История
Обществознание
География
2
Биология
Основы духовнонравственной
культуры народов
России
Изобразительное
искусство
Музыка
Труд (технология)
Физическая
культура
Технология
Физическая
культура
Итого
Учебные предметы, курсы, модули по
выбор
Смысловое чтение
История Хакасии
Максимально допустимая недельная
нагрузка (при 5-дневной неделе) в
соответствии с действующими
санитарными правилами и нормами
Внеурочная деятельность (включая
коррекционно-развивающую область)
Коррекционный курс:
“Коррекционноразвивающие занятия:
психокоррекционные (психологические
и дефектологические)”
Коррекционный курс: “Логопедические
занятия”
Другие направления внеурочной
деятельности
22
1
1
1
1
1
2
2
27
1
1
29
3
2
1
4
3.2. Календарный учебный график:
3.2.1. Организация образовательной деятельности осуществляется по учебным четвертям.
Урочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
организуется по 5-дневной учебной неделе.
3.2.2. Продолжительность учебного года при получении основного общего образования
составляет 34 недели.
3.2.3 Учебный год в образовательной организации начинается 1 сентября. Если этот день
приходится на выходной день, то в этом случае учебный год начинается в первый,
следующий за ним, рабочий день.
3.2.4. Учебный год в образовательной организации заканчивается 28 мая. Если этот день
приходится на выходной день, то в этом случае учебный год заканчивается в предыдущий
рабочий день. Для 9 классов окончание учебного года определяется ежегодно в
соответствии с расписанием государственной итоговой аттестации.
3.2.5. С целью профилактики переутомления в федеральном календарном учебном
графике предусматривается чередование периодов учебного времени и каникул.
Продолжительность каникул составляет не менее 7 календарных дней.
3.2.6. Продолжительность учебных четвертей составляет: I четверть - 8 учебных недель
(для 5 - 9 классов), II четверть - 8 учебных недель (для 5 - 9 классов), III четверть - 10
учебных недель (для 5 - 9 классов), IV четверть - 8 учебных недель (для 5 - 9 классов).
3.2.7. Продолжительность каникул составляет:
по окончании I четверти (осенние каникулы) - 9 календарных дней (для 5 - 9 классов);
по окончании II четверти (зимние каникулы) - 9 календарных дней (для 5 - 9 классов);
по окончании III четверти (весенние каникулы) - 9 календарных дней (для 5 - 9 классов);
по окончании учебного года (летние каникулы) - не менее 8 недель.
3.2.8. Продолжительность урока 40 минут.
3.2.9. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут,
большой перемены (после 2 и3 урока) - 30 - 20 минут.
Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью составляет 20
минут.
3.2.10. Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной
работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов, определенной
гигиеническими нормативами.
23
3.2.11. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение
учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня
составляет:
для обучающихся 5 и 6 классов - не более 6 уроков, для обучающихся 7 - 9 классов - не
более 7 уроков.
3.2.12. Занятия начинаются 8.30 часов утра и заканчиваются не позднее 15.00 часов.
3.2.13. Факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования
планируются на втрую половину дня.. Между началом факультативных (дополнительных)
занятий и последним уроком организован перерыв продолжительностью не менее 20
минут.
3.2.14. Календарный учебный график МБОУ «Новоенисейская ООШ» составляется с
учетом мнений участников образовательных отношений.
3.3. План внеурочной деятельности.
План внеурочной деятельности сформирован на основании методических рекомендаций
(письмо Минпросвещения России от 05.07.2022 № ТВ-1290/03
3.3.1. Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов
освоения АООП ООО (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в
формах, отличных от урочной.
3.3.2. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью АООП ООО.
3.3.3. План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы
функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и
включает в себя:
1) внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной программы
(учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие
углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов
обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также
учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
2) внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности
(читательской, математической, естественно-научной, финансовой) обучающихся
(интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества, в
том числе направленные на реализацию проектной и исследовательской деятельности);
3) внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения
образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе
одаренных, через организацию социальных практик (в том числе волонтерство), включая
общественно полезную деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных
компетенций, формирование предпринимательских навыков, практическую подготовку,
использование
возможностей
организаций
дополнительного
образования,
профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в
профессионально производственном окружении;
24
4) внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса воспитательных
мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в том числе в
творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом
историко-культурной и этнической специфики региона, потребностей обучающихся,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
5) внеурочную деятельность по организации деятельности ученических сообществ
(подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных
объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных
объединений, организаций и других;
6) внеурочную деятельность, направленную на организационное обеспечение учебной
деятельности (организационные собрания, взаимодействие с родителями (законными
представителями) по обеспечению успешной реализации образовательной программы и
другие);
7) внеурочную деятельность, направленную на организацию педагогической поддержки
обучающихся (педагог-психолог, социальный педагог);
8) внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия обучающихся в
пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровья школьников,
безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики
неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе
взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся).
3.3.4. Для достижения целей и задач внеурочной деятельности используется все
многообразие доступных объектов отечественной культуры, в том числе наследие
отечественного кинематографа.
Наследие отечественного кинематографа используется как в качестве дидактического
материала при реализации курсов внеурочной деятельности.
3.3.5. Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 5 лет
обучения на уровне основного общего образования не более 1 750 часов, в год - не более
350 часов.
3.3.6. Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой
через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных
на освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов, из которых не менее 5
часов выделяются на обязательные и, при необходимости, дополнительные занятия по
коррекционно-развивающим курсам, в соответствии с программой коррекционной
работы.
3.3.7. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной
нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более 1
или 2 количества часов.
3.3.8. Один час в неделю отводиться на внеурочное занятие "Разговоры о важном".
3.3.8.1. Внеурочные занятия "Разговоры о важном" направлены на развитие ценностного
отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной
истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия "Разговоры о важном"
должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции
25
личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного
поведения в обществе.
3.3.8.2. Основной формат внеурочных занятий "Разговоры о важном" - разговор и (или)
беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни
человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей
современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в
мировой
художественной
культуре
и
повседневной
культуре
поведения,
доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к
собственным поступкам.
3.3.9. При реализации плана внеурочной деятельности предусмотрена вариативность
содержания внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и
интересов обучающихся.
3.3.10.
Формы
внеурочной
деятельности
предусматривают
активность
и
самостоятельность обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую работу;
обеспечивают гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность),
переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность (в том
числе экспедиции, практики), экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и другие),
походы, деловые игры и другое.
3.4. Календарный план воспитательной работы.
3.4.1. Федеральный календарный план воспитательной работы является единым для
образовательных организаций.
3.4.2. Федеральный календарный план воспитательной работы может быть реализован в
рамках урочной и внеурочной деятельности.
3.4.3. МБОУ «Нвоенисейская ООШ» наряду с федеральным календарным планом
воспитательной работы проводит иные мероприятия согласно федеральной рабочей
программе воспитания, по ключевым направлениям воспитания и дополнительного
образования детей.
Сентябрь:
1 сентября: День знаний;
3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с
терроризмом;
8 сентября: Международный день распространения грамотности.
Октябрь:
1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки;
4 октября: День защиты животных;
5 октября: День учителя;
25 октября: Международный день школьных библиотек;
26
Третье воскресенье октября: День отца.
Ноябрь:
4 ноября: День народного единства;
8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников
органов внутренних дел России;
Последнее воскресенье ноября: День Матери;
30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации.
Декабрь:
3 декабря: День неизвестного солдата; Международный день инвалидов;
5 декабря: День добровольца (волонтера) в России;
9 декабря: День Героев Отечества;
12 декабря: День Конституции Российской Федерации.
Январь:
25 января: День российского студенчества;
27 января: День снятия блокады Ленинграда, День освобождения Красной армией
крупнейшего "лагеря смерти" Аушвиц-Биркенау (Освенцима) - День памяти жертв
Холокоста.
Февраль:
2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в
Сталинградской битве;
8 февраля: День российской науки;
15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами
Отечества;
21 февраля: Международный день родного языка;
23 февраля: День защитника Отечества.
Март:
8 марта: Международный женский день;
18 марта: День воссоединения Крыма с Россией 27 марта: Всемирный день театра.
Апрель:
27
12 апреля: День космонавтики.
Май:
1 мая: Праздник Весны и Труда;
9 мая: День Победы;
19 мая: День детских общественных организаций России;
24 мая: День славянской письменности и культуры.
Июнь:
1 июня: День защиты детей;
6 июня: День русского языка;
12 июня: День России;
22 июня: День памяти и скорби;
27 июня: День молодежи.
Июль:
8 июля: День семьи, любви и верности.
Август:
12 августа: День физкультурника;
22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;
27 августа: День российского кино.
28